Кто и почему купил «Яндекс». Комментарий Сергея Водолагина для издания «Ведомости»

07.02.2024

Нидерландский холдинг Yandex N.V. заключил сделку по продаже российского бизнеса «Яндекса» консорциуму частных инвесторов и топ-менеджерам ИТ-компании, говорится в официальном заявлении компании.

Новой головной компанией «Яндекса» станет МКАО «Яндекс», основным владельцем которого будет ЗПИФ «Консорциум.Первый» во главе с менеджерами компании. Также совладельцами российского бизнеса станут еще четыре пайщика – структура венчурного инвестора Александра Чачавы, структура Павла Прасса, структура группы «Лукойл», структура председателя совета директоров «Русской холдинговой компании» Александра Рязанова.

Вопрос корпоративной реструктуризации «Яндекса» находился в подвешенном состоянии более года. О планах разделения активов группы компания «Яндекс» объявила в ноябре 2022 г. Эксперты оценивают сделку на 475 млрд руб. 

Зачем в сделке нужен ЗПИФ

ЗПИФ может предложить держателям акций опции, которые могут включать обмен акций Yandex N.V. на акции МКАО, что является ключевым для акционеров в российском периметре, отмечает представитель «БКС Мир инвестиций». Обмен с коэффициентом 1:1 был бы позитивным развитием событий, добавил он.

В ЗПИФ происходит разрыв между владением и управлением, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин. По его словам, фонд представляет собой имущественную массу – объект инвестирования, который принадлежит владельцам паев лишь опосредованно, а управленческие решения принимаются управляющей компанией. «Можно сказать, что такая система работает по принципу «черного ящика». Владельцы влияют на принятие управленческих решений, но механизм влияния остается закрытым для посторонних», – добавляет он. 

Подробнее: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2024/02/05/1018472-gruppa-zagadochnih-investorov

Назад